Погода и условия

Зачем Россия усиливает экологическую безопасность Севморпути

Ледокол открытий, 2022 год, Росатом
Фото из экспедиции Ледокол открытий 2022

Что дадут региону и бизнесу системные исследования Арктики

Россия серьезно усиливает экологическую безопасность Арктики. Создание системы экологического мониторинга в акватории Северного морского пути (СМП) по поручению правительства уже прорабатывает Минприроды совместно с Росгидрометом и Росатомом. Об этом «Известиям» рассказали в Минприроды. Экомониторинг будет опираться на систематические исследования состояния окружающей среды по регулярной сети станций в акватории СМП и государственной наблюдательной сети, а также будет включать в себя систему сбору и обработки информации. Создание такой системы при наличии бюджетных средств запланировано на 2024 год, добавили в ведомстве.
Проведение мониторинга позволит чётко отслеживать текущее состояние окружающей среды и определять предельные уровни экологической нагрузки в отдельных районах. Бизнесу же экомониторинг в этом регионе даст возможность прогнозировать изменения этой среды и корректировать при необходимости свою деятельность — например, маршруты следования судов, делая их более безопасными для обитателей морских экосистем, считают эксперты.

Системные меры

Экологический мониторинг будет включать в себя систему комплексных наблюдений за состоянием окружающей среды, за происходящими в них процессами, явлениями, оценку и прогноз изменений состояния экосистем, выявление вызовов и угроз для информационного обеспечения решения задач в области охраны окружающей среды, рассказали «Известиям» в Минприроды. Разработку концепции и программ, а также подготовку финансово-экономического обоснования планируется завершить до апреля 2023 года. Саму же систему планируется начать создавать с 2024 года.
Сейчас экологические исследования Севморпути уже реализует Росатом в рамках проекта с Центром морских исследований МГУ имени М. В. Ломоносова (ЦМИ МГУ), начатого в 2021 году. Исследования были проведены на 50 комплексных станциях на всей протяжённости СМП в 2021 году, а также на 50 станциях в текущем году, следует из материалов компании. За два года над проектом работали более 70 человек и 15 организаций из разных стран.
70
человек
работали над проектом
15
организаций
из разных стран
2
года
идет работа над проектом
Основные экспедиционные работы завершились в конце ноября, сейчас ведутся лабораторные аналитические исследования и камеральная обработка полученных результатов.
Владимир Панов
Cпециальный представитель Росатома по вопросам развития Арктики
Результаты анализа будут абсолютно открыты и доступны любому учёному в мире. Основной вывод по итогам пилотных исследований в прошлом году был однозначный — арктическое судоходство на сегодняшний день не оказывает отрицательного влияния на окружающую среду. Вместе с тем, надо помнить, что самое важное в такой работе — это регулярный анализ в динамике. Следующий шаг — сделать такие исследования постоянными и сформировать на их основе систему государственного экологического мониторинга СМП, говорит он.
— ГК «Росатом» как инфраструктурный оператор СМП рассматривает устойчивое развитие Арктического региона в качестве одной из главных задач. Если посмотреть на динамику развития арктических проектов, в первую очередь обращает на себя внимание значительный рост грузопотока по СМП, — отметил Владимир Панов.

В 2014 году, например, было перевезено всего лишь 4 млн т, а вот показатель прошлого года вплотную приблизился к 35 млн т.

Ледокол открытий, 2022 год, Росатом
Фото из экспедиции Ледокол открытий 2022.
Экологический мониторинг — комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, включающая в себя оценку и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Сейчас такие исследования на территории Севморпути (СМП) реализует Росатом в рамках проекта с Центром морских исследований МГУ имени М. В. Ломоносова (ЦМИ МГУ), запущенного в 2021 году.

Справка «Известий»

Мероприятия, реализованные в 2021-2022 гг:
Проведена инвентаризация накопленных данных о состоянии и изученности морских акваторий по трассе СМП, выделены приоритетные районы и параметры для мониторинга состояния окружающей среды.
Разработаны цифровые сервисы по контролю экологической безопасности СМП на основе данных ДЗЗ, а также по расчёту углеродного следа от судоходства и идентификации нарушений экологических ограничений. Сервисы испытаны и показали свою эффективность.
В 2021 и в 2022 гг. в летне-осенний сезон проведены пилотные экологические исследования, на 50 станциях комплексного мониторинга ежегодно, размещенных на основных трассах следования судов по СМП, а также с учётом расположения районов повышенной экологической значимости, на которых экологи, гидрологи, гидрохимики, орнитологи и другие специалисты осуществляли отборы проб атмосферного воздуха, воды, донных отложений, изучили уровень загрязнения акватории СМП микропластиком и крупным мусором, изучали состояние живых организмов, обитающих в толще воды и на дне моря.
Совместно с экспертным сообществом (в том числе международным) разработана Рамочная программа экологического мониторинга акватории СМП, в которой обоснован с научной и законодательной точки зрения необходимый объем дальнейших работ.
Проект и далее будет являться актуальным и потребует дальнейшего масштабирования в условиях активизации хозяйственной деятельности в Арктике и появлением новых вызовов, связанных с климатическими изменениями Арктики, способствуя поддержанию устойчивого развития региона.
В 2022—2023 гг. продолжается работа по систематизации и детализации направлений экологических исследований в рамках создания Комплексной программы мониторинга окружающей среды и биоразнообразция в акватории СМП.
При этом рекорд Советского Союза — 7 млн т грузопотока. Таким образом, на сегодняшний день мы уже примерно в пять раз превышаем рекорд СССР, и это начало большого пути! Конечно, развитие арктического судоходства оказывает и будет оказывать влияние на окружающую среду. Наша задача — минимизировать негативное воздействие судоходства на морские экосистемы.
Владимир Панов
Cпециальный представитель Росатома по вопросам развития Арктики
Первый шаг для решения этой задачи — создать такую систему экологического мониторинга, которая позволит понимать, как арктический флот влияет на экологию Арктики, и выработать меры по сохранению биоразнообразия.

Развитие СМП как один из приоритетов страны ранее определил президент РФ Владимир Путин. Сейчас в России приняты Стратегия развития Арктической зоны РФ до 2035 года, а также План развития Северного морского пути до 2035 года, согласно которым СМП будет значительно наращивать грузопоток, а за 13 лет в его инфраструктуру вложат около 1,8 трлн рублей. В 2024 году планируется перевезти 80 млн т, в 2030-м этот показатель должен достичь 150 млн т, а в 2035 году — 220 млн т.
Ледокол открытий, 2022 год, Росатом. Арктика, Белый медведь
Арктика, белый медведь. Фото из экспедиции Ледокол открытий 2022.

«Для экологического мониторинга Северного морского пути задействуют даже спутники»

Как Россия осваивает Северный морской путь, почему важен экологический мониторинг и каким образом он осуществляется — ответы на эти и другие научно-популярные вопросы в подкасте «Известий» с Николаем Шабалиным, исполнительным директором Центра морских исследований МГУ им. Ломоносова.

Безопасность в пути

Значительный рост количества проходящих по СМП судов большой грузоподъёмности вызывает обеспокоенность экспертов и экологической общественности, сказал «Известиям» председатель общественного совета при Минприроды Александр Закондырин.
Поэтому необходимо развитие программ сохранения окружающей среды по всему СМП, включая и морскую, и береговую составляющую. Комплексная программа экологического мониторинга должна включать постоянное наблюдение загрязнённости льда, контроль объёма и состава загрязняющих веществ в выхлопных газах судов, учёт и сохранение традиционного ареала обитания животных, сохранность биоты северных морей.
Александр Закондырин
Председатель общественного совета при Минприроды
Проведение мониторинга позволит точнее определить возможные виды человеческой деятельности в Арктике, покажет последствия от них и подскажет способы компенсации, согласен ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Помимо угроз загрязнений из-за различных возможных инцидентов на СМП существует и проблема трансграничного переноса из Северной Европы огромного объёма микропластика — это тоже вызов для системы экомониторинга, добавил председатель правления экспертного центра Проектного офиса развития Арктики Николай Доронин.
Кроме того, для бизнеса в этом регионе прежде всего важна своевременность и безопасность транспортных операций, добавил председатель совета директоров АО «Нордик Инжиниринг» Николай Шабликов. Экологический мониторинг позволит прогнозировать изменения окружающей среды и тем самым корректировать при необходимости маршруты следования судов, делая их более быстрыми и безопасными.
Николай Доронин
Председатель правления экспертного центра Проектного офиса развития Арктики
Потенциально, логистические издержки компаний можно снизить на 15% за счёт улучшения качества ледовых прогнозов — только на ледокольном сопровождении судовладельцы могут сэкономить более 1 млрд рублей в год, оценивали аналитики.

Северный морской путь:

что представляет собой экомониторинг

Фото из экспедиции Ледокол открытий 2022.
Фото из экспедиции Ледокол открытий 2022.
Фото из экспедиции Ледокол открытий 2022.
Фото из экспедиции Ледокол открытий 2022.
Фото из экспедиции Ледокол открытий 2022.
Фото из экспедиции Ледокол открытий 2022.
Фото из экспедиции Ледокол открытий 2022.
Члены экспедиции просветительского проекта «Ледокол Открытий» в 2022 году
Фото из экспедиции Ледокол открытий 2022.
Награждение команды проекта «Перезагрузка Северного морского пути». Церемония «Человек Года Росатома 2019−2020». Сочи, 26 мая 2021 г.
Реклама. Рекламодатель АНО «Информационный центр атомной отрасли», ИНН 7726372266 , www.myatom.ru erid: JapBI5FNg